Как потребителю защитить собственные права?

Права потребителей являются неотъемлемой составляющей общих прав человека, а их охрана — одним из приоритетных направлений юридической работы.

Закон о защите прав потребителей предусматривает множество ситуаций, которые позволяют потребителю успешно защищать свои права, в частности вернуть обменять товар, вернуть деньги за не оказанные или не качественно оказанные услуги, возвратить бракованный товара, взыскать деньги за товар, взыскать деньги по неустойке поставки товара, взыскать убытки в том числе которые произвели для восстановления нарушенного права, взыскать штраф по защите прав потребителей.

При реализации своих прав важно их правильно осознать, не поддаться ложному чувству вседозволенности, не злоупотребить правами. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда граждане, не думая о последствиях, следуя принципу «клиент всегда прав» инициируют судебную тяжбу и когда решение оказывается не и их пользу, возникает вопрос о распределении судебных издержек, которые взыскиваются с незадачливого потребителя, переоценившего свои юридические познания и возможности, почерпанные из интернета.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются!

Поэтому важно правильно квалифицировать ситуацию оценить условия договора, и помнить, что, подписывая договор покупатель подтверждает, что условия договора им проверены, он заполнен верно, товар – услуга соответствуют пожеланию покупателя, все наименования и сокращения покупателю разъяснены и понятны, цена и сроки готовности товара – услуги к передаче согласованы.

Важно понимать, что Закон РФ «О защите прав потребителей» не является источником заработка и прибыли в результате своего противоправного поведения, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных законом суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Что нужно делать, когда права нарушены:

Шаг 1. Убедитесь, что товар отвечает условиям его обмена

Качественный непродовольственный товар вы можете обменять, если соблюдены следующие условия

1) с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара. Продавец может установить более длительный срок, поэтому информацию о сроках обмена товара необходимо уточнить у продавца или в документах на товар;

2) приобретенный вами товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца — товарный или кассовый чек, иные документы, подтверждающие оплату товара. В то же время отсутствие указанных документов не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания.

Следующий ваш шаг зависит от того, имеются ли в продаже товары, аналогичные приобретенному, и можно ли обменять товар в день обращения. Поэтому желательно сначала выяснить это у продавца.

 

Шаг 2А. При наличии аналогичного товара обратитесь к продавцу с заявлением об обмене

Обратиться с заявлением об обмене товара на аналогичный вы можете по месту приобретения товара или в иное место, объявленное продавцом (п. 1 ст. 502 ГК РФ).

Форма заявления обычно имеется у продавца и вам необходимо будет только заполнить ее. Как правило, в ней указываются данные продавца; Ф.И.О. покупателя, его паспортные данные, адрес, телефон; наименование приобретенного товара; причина его возврата (товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации); требование заменить товар на аналогичный.

Целесообразно составить два экземпляра заявления. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее заявление, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия заявления и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр заявления оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу (это может понадобиться, например, в случае судебного спора), или сделайте качественную фотографию заявления с отметкой о принятии.

Приложите к заявлению документ (его копию), подтверждающий оплату товара, например товарный или кассовый чек (при наличии).

Вместе с заявлением необходимо передать продавцу товар, который вы хотите обменять. Обратите внимание на то, чтобы возврат товара был задокументирован.

На практике при наличии у продавца аналогичного товара требование об обмене выполняется в день обращения.

Если продавец отказывается принять товар для обмена, не оформляет ваше обращение документально, вы можете составить заявление сами. В этом случае рекомендуем направить заявление и копию документа об оплате товара (при наличии) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что также позволит подтвердить обращение к продавцу.

Продавец должен направить вам ответ в отношении заявленных требований.

 

Шаг 2Б. При отсутствии аналогичного товара обратитесь к продавцу за возвратом денег или за обменом товара при его поступлении

Если в день вашего обращения аналогичного товара у продавца не оказалось, вы вправе выбрать один из следующих вариантов:

1) возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Представьте продавцу заявление о возврате уплаченных за товар денежных средств, приложив к нему документ, подтверждающий оплату товара, или его копию (при наличии). Вместе с заявлением необходимо передать продавцу приобретенный и не подошедший вам товар. Продавец в течение трех дней после возврата вами товара должен вернуть вам деньги;

2) обменять товар на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу. В этом случае вам необходимо заключить с продавцом соглашение об этом. В соглашении должны быть указаны: дата и место составления соглашения; ваши Ф.И.О., паспортные данные, адрес, телефон; наименование и место нахождения продавца-организации или Ф.И.О., место жительства продавца — индивидуального предпринимателя либо место нахождения его торговой точки, Ф.И.О. лица, действующего от имени продавца; обязательство продавца обменять приобретенный вами товар на аналогичный (с указанием характеристик товара) при поступлении такого товара в продажу, способ уведомления вас о поступлении товара.

Соглашение должно быть подписано вами и продавцом. Если продавцом является организация, то соглашение должно быть скреплено ее печатью (при наличии).

При поступлении аналогичного товара в продажу продавец незамедлительно должен уведомить вас об этом и произвести обмен ранее приобретенного вами товара на новый.

 

Шаг 3. При неудовлетворении продавцом вашего требования обратитесь в суд с исковым заявлением

При отказе продавца в обмене товара на аналогичный вы вправе подать в суд исковое заявление с требованием об обязании продавца обменять товар. Однако заметим, что такие обращения на практике редки, так как обычно потребители заявляют в суд требование о возврате денежных средств за товар.

Кроме того, вы можете предъявить требование о взыскании с продавца компенсации морального вреда.

Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

При рассмотрении дела в суде особое внимание необходимо обратить на то, чтобы, в частности, подтвердить, что вы обращались к продавцу с требованием об обмене товара на аналогичный в установленный срок и товар, подлежащий обмену, не имеет следов эксплуатации.

В случае удовлетворения судом ваших требований о взыскании денежных сумм, которые не были выплачены продавцом добровольно, суд взыскивает в вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы.

При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные вами судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА.

Не откладывайте решение вопросов на потом! Свяжитесь с нами уже сейчас!